Исторический обзор с 1300 до н.э. до наших дней.
Согласно мифу первым жителем был Мемвлиарос вместе с несколькими соратниками Кадма. Кадм был сыном царя финикийской Агиноры, отправившимся на поиски своей сестры Европы, которую похитил из ее страны Зевс, превратившись в быка. В продолжение своих путешествий посетил и Санторини, основав небольшой поселок.
Снова руководствуясь мифом известно, что позже на острове Фира осели беоты минеи. По свидетельствам Геродота, доступна информация о прибывших из Спарты в конце 12 в. до н.э. дорийцах, во главе короля Фира, сына Автесиона, потомка Кадма и Идипода в третьем поколении. Фирас, несмотря на то, что был героем Фив, жил в Спарте в качестве второго по царской крови короля и выполнял обязанности опекуна несовершеннолетних племянников, Прокла и Эвристении. По достижению ими совершеннолетия покинул Спарту и переселился на Санторини, где и остался. С тех пор остров называется в его честь - Фира.
В 9 в. до н.э. остров представлял собой чисто дорийское поселение, с центром Древняя Тира, в укрепленном районе Меса Вуно. В продолжение этого периода Санторини вместе с побережьем юго-восточной Греции, Критом, Мило и Кипром стал местом, связывающим Запад и Восток. Потомки спартанцев фиреи созда ли закрытое общество, поддающееся немногому внешнему влиянию, в основном от жителей близлежащих островов. Но настолько значимое местоположение острова для морского сообщения привело к тому, что хотя жители и не последовали за остальными островами Киклад в развитии, они не остались в совершенной изоляции в отношении эволюции происходившей вокруг.
Так, в конце 9-ого или начале 8-ого в. до н.э. Фира в числе первых вместе с Критом и островом Милос ассимилировала финикийский алфавит для использования в письменной греческой речи. В 7-ом и 6-ом вв. до н.э. развила контакты с другими греческими районами, как например Критом и островом Парос вначале и позже - с Аттикой, Коринфом, Родосом и островами Ионического моря. Жители острова, бывшие всегда простыми в быту, довольствовались тем, что давал остров, не занимаясь особенно торговлей и мореплаванием. Первый выход за пределы обжитых мест произошел в 630 г. до н.э. Они основали колонию под названием Киррини на северном побережье Африки.
В 6-ом в. до н.э. Фира начала чеканку монет. В Классическом периоде (5-ый и 4-ый вв. до н.э.) продолжала оставаться в ограничении. В продолжение Мидейских войн была подчинена персам и чеканка монет была прекращена. В продолжение Пелопоннейской войны выступала на стороне Спарты. В 426/427 гг. до н.э. была подчинена Афинам и являлась членом афинской Коалиции. С владычеством Македонии перешла под ее начало. В Эллинистический период находилась под властью Птолемеев Египта, которые, оценив особенно стратегическое положение острова, построили порт Элевсина и превратили район Меса Вуно (где находился поселок Древняя Тира) в базу с особенным военным значением для набегов, предпринимаемых на острова Эгейского моря. С владычеством римлян в 146г. до н.э., Фира подверглась полному забвению. В безграничной империи римлян, остров был ни чем иным, как одним из не имевших значения множества островов Эгейского моря.
Во время Византийского периода остров получил какое-то политическое и стратегическое значение. Вошел в состав Византийской империи и был включен в “тему” Эгейского моря. Христианство на острове должно быть получило распространение в 3 в. н.э. В конце того же века здесь уже имелись приверженцы новой религии. В начале 4-ого в. н.э. действовала организованная церковь, о которой упоминается как о Епископстве Фира, с первым епископом Диоскуро. Вместе с остальными одиннадцатью оно входило в Митро полию острова Родос и было пятнадцатым по счету. Расцвет христианской общины Фира во время Древнехристианского периода подтверждается и существованием трех древнехристианских базилик. Одна из них была построена в пределах заповедника Древней Фиры Меса Вуно и должно быть была посвящена Архангелу Михаилу. Вторая была построена там, где сегодня сохраняется византийский храм Пископи Гониас. Поверх его развалин в 1081 - 1118 гг. император Алексий I Комнинос выстроил церковь “Богоматерь Гониас” и “Кира Пископи”, возможно в качестве кафедрального храма монастыря. Третья - находилась в Перриса, в том месте, где сегодня сохраняется византийский храм Святой Ирины.
Новое название острова Санторини встречается в первый раз в 1153г. н.э., в письменных архивах арабского географа Гедристи. Должно быть, остров был назван так Крестоносцами, из-за церквушки Святой Ирины (Santa Irini - Santorini), которая находилась, по мнению одних в Периссе, а по мнению других в Фирасия.
С захватом Константинополя Крестоносцами а IV Крестовом походе 1204 г. Санторини вместе с другими островами Эгейского моря перешел под власть Марка Санудо.
Он основал Герцогство Наксо или Архипелага и позже, передал Санторини и Фираксию как баронство Якову Варотси. Тогда же был изгнан православный епископ и на его место пришел римлянин; остров являлся одним из четырех латинских епископств Герцогства и сторожевая крепость Скаро стала его столицей. Варотси правили им до 1335 г. и затем предали остров Герцогству Наксо. С 1397 до 1418 гг. его правителем был герцог Яков Криспон В 1480 г.остров был подарен герцогом Наксо Яковом III герцогу Крита Доминико Пизани. После смерти Якова был захвачен его братом, Янни III и таким образом снова присоединился к Герцогству Наксо. В 1487 г. Санторини вместе с остальным Герцогством перешел под власть Венеции.
Римляне в период владычества, но и позже попытались укрепить свое положение с помощью поселения Иизуитов - святых посланников на острове и обращением как можно большего числа жителей в Католицизм. Параллельно приверженцы Ортодоксии в попытке сохранить живыми язык и религию основывали школы и церкви.
В период французского владычества Санторини, также как и остальные острова, страдал от раздоров между местными гегемонами и разбойных нападений пиратов, которые приставали к берегам Эгейского моря уже с эпохи существования византийской империи. Поэтому, по причине защиты, были основаны пять укрепленных поселков (крепости) внутри острова: Скарос, бывший наиболее значительным, Эпаномерия (Верхняя часть - Ия), Пиргос (выстроенный во время Византийского периода), Нимборио и Акротири.
В 1573 г. Хайреддин Барбаросса получил Санторини в подарок от султана. Тогда было создано вновь Ортодоксальное Епископство Санторини, но его управлением занималась до 1566 г. династия Крисп. С окончательным отстранением Крисп, Санторини был передан Иосифу Нази (Пили) до 1579 г., когда и был подчинен окончательно туркам. Несмотря на это турки не остались на острове, которому дали имя Дейрметзик, то есть Микро Мило (из-за ветряных мельниц). В годы турецкого владычества жители Санторини были относительно независимы. В обмен на это они были обязаны платить налог султану и Величественной Демократии Венеции. Ортодоксальное Епископство получило высшую степень Архиепископства и был введен так называемый Гражданский устав Санторини, который видимо произошел от Византийского права. Правление островом осуществлялось с помощью Старейшин, которые выбирались жителями и они же являлись представителями в Оттоманском Совете.
Каждые два года остров посещался Кадом, для провождения судебных разбирательств.
В эти годы пиратство было значительно ограниченно, что дало толчок для развития мореходства. Санторини заимел свою собственную достойную эскадру. Получила развитие транзитная торговля и таким образом продукция острова более легко распространялась, например прославленное вино и хлопок. Параллельно завязались отношения со всеми большими портами Восточного Средиземноморья. Показателем благополучия этого периода является и то, что в 1780 г. Монастырь Пророка Ильи имел собственный корабль. Также в Армени Эпаномериас и в Афинио, действовали два дока по сооружению малых судов, тогда как в селах строились впечатляющие особняки, сохранившиеся до наших дней. Между тем, в конце 17-ого века класс потомок римских захватчиков уже начал увядать, результатом чего явилось значительное уменьшение числа католических жителей поселения.
Мореплавание находилось в расцвете и в начале 19-ого века. В 1821 с началом греческой революции эскадра Санторини, со стороны числа кораблей, занимала третье место после островов Гидра и Спецы.
Появление паровых кораблей в конце 19-ого века означало конец периода расцвета для Санторини. Завершающим трагическим этапом острова также явились разрушительные землетрясения в 1956 г. Остров сильно сотрясается. Большинство строений получают бессчетные повреждения, тогда как многие из них разрушаются. С тех пор начинается увядание и жители покидают остров, процесс длящийся до 1970 г. В этот период внимание научных работников - археологов, историков и геологов, интересующихся прошлым Санторини, выводит его на первый план. Со временем остров начинает отстраиваться и производятся работы по его модернизированию. Сегодня прошлое представляется очень далеким. Всегда оставленный без внимания остров Эгейского моря в летние месяцы напоминает шумный улей. Для тысяч греков и иностранных гостей остров стал постоянным местом отдыха у моря и для многих других - подходящим местом хорошего времяпровождения.
Оставить Ответ: