Греция, Остров Санторини

Исторический обзор с 1300 до н.э. до наших дней

<<< назад к Санторини

Исторический обзор с 1300 до н.э. до наших дней.

История санторини После извержения вулкана в 1500 до н.э., остров оставался необжитым примерно около двух веков. Вновь найденные следы человеческого присутствия на острове указывают на 13 в. до н.э. Согласно свидетельствам Геродота, финикийцы, соблазненные красотой Санторини осели на острове, назвав его Каллисти.

Согласно мифу первым жителем был Мемвлиарос вместе с несколькими соратниками Кадма. Кадм был сыном царя финикийской Агиноры, отправившимся на поиски своей сестры Европы, которую похитил из ее страны Зевс, превратившись в быка. В продолжение своих путешествий посетил и Санторини, основав небольшой поселок.

Снова руководствуясь мифом известно, что позже на острове Фира осели беоты минеи. По свидетельствам Геродота,  доступна информация о прибывших из Спарты в конце 12 в. до н.э. дорийцах, во главе короля Фира, сына Автесиона, потомка Кадма и Идипода в третьем поколении. Фирас, несмотря на то, что был героем Фив, жил в Спарте в качестве второго по царской крови короля и выполнял обязанности опекуна несовершеннолетних племянников, Прокла и Эвристении. По достижению ими совершеннолетия покинул Спарту и переселился на Санторини, где и остался. С тех пор остров называется в его честь - Фира.

В 9 в. до н.э. остров представлял собой чисто дорийское поселение, с центром Древняя Тира, в укрепленном районе Меса Вуно. В продолжение этого периода Санторини вместе с побережьем юго-восточной Греции, Критом, Мило и Кипром стал местом, связывающим Запад и Восток. Потомки спартанцев фиреи созда ли закрытое общество, поддающееся немногому внешнему влиянию, в основном от жителей близлежащих островов. Но настолько значимое местоположение острова для морского сообщения привело к тому, что хотя жители и не последовали за остальными островами Киклад в развитии, они не остались в совершенной изоляции в отношении эволюции происходившей вокруг.

Так, в конце 9-ого или начале 8-ого в. до н.э. Фира в числе первых вместе с Критом и островом Милос ассимилировала финикийский алфавит для использования в письменной греческой речи. В 7-ом и 6-ом вв. до н.э. развила контакты с другими греческими районами, как например Критом и островом Парос вначале и позже - с Аттикой, Коринфом, Родосом и островами Ионического моря. Жители острова, бывшие всегда простыми в быту, довольствовались тем, что давал остров, не занимаясь особенно торговлей и мореплаванием. Первый выход за пределы обжитых мест произошел  в 630 г. до н.э. Они основали колонию под названием Киррини на северном побережье Африки.

В 6-ом в. до н.э. Фира начала чеканку монет. В Классическом периоде (5-ый и 4-ый вв. до н.э.) продолжала  оставаться в ограничении. В продолжение Мидейских войн была подчинена персам и чеканка монет была прекращена. В продолжение Пелопоннейской войны выступала на стороне Спарты. В 426/427 гг. до н.э. была подчинена Афинам и являлась членом афинской Коалиции. С владычеством Македонии перешла под ее начало. В Эллинистический период находилась под властью Птолемеев Египта, которые, оценив особенно стратегическое положение острова, построили порт Элевсина и превратили район Меса Вуно (где находился поселок Древняя Тира) в базу с особенным военным значением для набегов, предпринимаемых на острова Эгейского моря. С владычеством римлян в 146г. до н.э., Фира подверглась полному забвению. В безграничной империи римлян, остров был ни чем иным, как одним из не имевших значения множества островов Эгейского моря.

Во время Византийского периода остров получил какое-то политическое и стратегическое значение. Вошел в состав Византийской империи и был включен в “тему” Эгейского моря. Христианство на острове должно быть получило распространение в 3 в. н.э. В конце того же века здесь уже имелись приверженцы новой религии. В начале 4-ого в. н.э. действовала организованная церковь, о которой упоминается как о Епископстве Фира, с первым епископом Диоскуро. Вместе с остальными одиннадцатью оно входило в Митро полию острова Родос и было пятнадцатым по счету. Расцвет христианской общины Фира во время Древнехристианского периода подтверждается и существованием трех древнехристианских базилик. Одна из них была построена в пределах заповедника Древней Фиры Меса Вуно и должно быть была посвящена Архангелу Михаилу. Вторая была построена там, где сегодня сохраняется византийский храм Пископи Гониас. Поверх его развалин в 1081 - 1118 гг. император Алексий I Комнинос выстроил церковь “Богоматерь Гониас” и “Кира Пископи”, возможно в качестве кафедрального храма монастыря. Третья - находилась в Перриса, в том месте, где сегодня сохраняется византийский храм Святой Ирины.

Новое название острова Санторини встречается в первый раз в 1153г. н.э., в письменных архивах арабского географа Гедристи. Должно быть, остров был назван так Крестоносцами, из-за церквушки Святой Ирины (Santa Irini - Santorini), которая находилась, по мнению одних в Периссе, а по мнению других в Фирасия.

С захватом Константинополя Крестоносцами а IV Крестовом походе 1204 г. Санторини вместе с другими островами Эгейского моря перешел под власть Марка Санудо.

Он основал Герцогство Наксо или Архипелага и позже, передал Санторини и Фираксию как баронство Якову Варотси. Тогда же был изгнан православный епископ и на его место пришел римлянин; остров являлся одним из четырех латинских епископств Герцогства и сторожевая крепость Скаро стала его столицей. Варотси правили им до 1335 г. и затем предали остров Герцогству Наксо. С 1397 до 1418 гг. его правителем был герцог Яков Криспон В 1480 г.остров был подарен герцогом Наксо Яковом III герцогу Крита Доминико Пизани. После смерти Якова был захвачен его братом, Янни III и таким образом снова присоединился к Герцогству Наксо. В 1487 г. Санторини вместе с остальным Герцогством перешел под власть Венеции.

Римляне в период владычества, но и позже попытались укрепить свое положение с помощью поселения Иизуитов - святых посланников на острове и обращением как можно большего числа жителей в Католицизм. Параллельно приверженцы Ортодоксии в попытке сохранить живыми язык и религию основывали школы и церкви.

В период французского владычества Санторини, также как и остальные острова, страдал от раздоров между местными гегемонами и разбойных нападений пиратов, которые приставали к берегам Эгейского моря уже с эпохи существования византийской империи. Поэтому, по причине защиты, были основаны пять укрепленных поселков (крепости) внутри острова: Скарос, бывший наиболее значительным, Эпаномерия (Верхняя часть - Ия), Пиргос (выстроенный во время Византийского периода), Нимборио и Акротири.

В 1573 г. Хайреддин Барбаросса получил Санторини в подарок от султана. Тогда было создано вновь Ортодоксальное Епископство Санторини, но его управлением занималась до 1566 г. династия Крисп. С окончательным отстранением Крисп, Санторини был передан Иосифу Нази (Пили) до 1579 г., когда и был подчинен окончательно туркам. Несмотря на это турки не остались на острове, которому дали имя Дейрметзик, то есть Микро Мило (из-за ветряных мельниц). В годы турецкого владычества жители Санторини были относительно независимы. В обмен на это они были обязаны платить налог султану и Величественной Демократии Венеции. Ортодоксальное Епископство получило высшую степень Архиепископства и был введен так называемый Гражданский устав Санторини,  который видимо произошел от Византийского права. Правление островом осуществлялось с помощью Старейшин, которые выбирались жителями и они же являлись представителями в Оттоманском Совете.

Каждые два года остров посещался Кадом, для провождения судебных разбирательств.

В эти годы пиратство было значительно ограниченно, что дало толчок для развития мореходства. Санторини заимел свою собственную достойную эскадру. Получила развитие транзитная торговля и таким образом продукция острова более легко распространялась, например прославленное вино и хлопок. Параллельно завязались отношения со всеми большими портами Восточного Средиземноморья. Показателем благополучия этого периода является и то, что в 1780 г. Монастырь Пророка Ильи имел собственный корабль. Также в Армени Эпаномериас и в Афинио, действовали два дока по сооружению малых судов, тогда как в селах строились впечатляющие особняки, сохранившиеся до наших дней. Между тем, в конце 17-ого века класс потомок римских захватчиков уже начал увядать, результатом чего явилось значительное уменьшение числа католических жителей поселения.

Мореплавание  находилось в расцвете и в начале 19-ого века. В 1821 с началом греческой революции эскадра Санторини, со стороны числа кораблей, занимала третье место после островов Гидра и Спецы.

Появление паровых кораблей в конце 19-ого века означало конец периода расцвета для Санторини. Завершающим трагическим  этапом острова также явились разрушительные землетрясения в 1956 г. Остров сильно сотрясается. Большинство строений получают бессчетные повреждения, тогда как многие из них разрушаются. С тех пор начинается увядание и жители покидают остров, процесс длящийся до 1970 г. В этот период внимание научных работников - археологов, историков и геологов, интересующихся прошлым Санторини, выводит его на первый план. Со временем остров начинает отстраиваться и производятся работы по его модернизированию. Сегодня прошлое представляется очень далеким. Всегда оставленный без внимания остров Эгейского моря в летние месяцы напоминает шумный улей. Для тысяч греков и иностранных гостей остров стал постоянным местом отдыха у моря и для многих других - подходящим местом хорошего времяпровождения.

<<< назад к Санторини


Оставить Ответ:

Имя (*):
Почта (не будет опубликовано) (*):
Адрес блога:
Комментировать (*):
Яндекс цитирования